Читаю потихоньку "Поэтику русского романтизма" Юрия Манна, добралась до главы о прозе, а там упоминаются рассказы Николая Павлова ("Именины", "Аукцион", "Ятаган"). Прочитала "Именины". Сижу теперь и думаю, какой же там муж противный. Или это во мне сказывается современная феминистская закваска? Кто-нибудь читал этот рассказ? Обсудим?
Именины. Павлов Николай Филиппович
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться215 октября, 2016г. 15:04:22
За Вами не угонишься))) Рассказ короткий, только что прочитала.
Обычный муж, объелся груш. Страдает мужик: "разбитое сердце", все бабы стервы и т.д. и т.п.
"Признак слабого, -- думал я, -- когда он борется с сильным"
"... оба вместе упали. Он не встал, я хромаю."
Поделиться316 октября, 2016г. 18:08:51
Не реакция, но думы. Странный очень этот рассказ... Там... как бы это сказать... построение истории не совпадает с её содержанием... То есть кто-то из героев явно третий лишний или, как вариант, недостоверный... Потому, видимо, и реакция первая такая, отторжения какого-то. Думаешь, к герою, а на самом деле, наверное, к рассказу как к целому... Но Пушкин хвалил. Я чего-то не понимаю? Мой вопрос к автору: ну и что ты этим хочешь сказать??? )))
Поделиться424 декабря, 2016г. 09:39:50
Перечитываю "Именины" опять.
Изначально на роль романтического героя претендует муж. Все типовые черты налицо: гармония, сменяющаяся разочарованием; утрата идеала и отпадение от мира (внутренняя замкнутость при внешней светскости); тайна хромоты; излишество мести (жене). Но потом оказывается, что муж -- это всего лишь "рамка" для совсем другой истории.
Герой этой второй истории тоже предстает перед читателями с явными романтическими "регалиями": пламенным взглядом, мешаниной жизни и смерти, злобной улыбкой, презрением к людям, тайной происхождения и любовной драмой в прошлом. Тайны, правда, быстро развеиваются, хотя схема конфликта выстраивается вполне традиционная, включая бегство и попытку возвращения. К сожалению, читатель не может не догадываться, куда дело клонится -- финал ведь уже раскрыт в первой "рамочной" части. И, может, поэтому финал и не потрясает. А еще я думаю, что Пётр С. хотел быть убитым. Ведь он не преследовал любимую женщину, не он вызвал на дуэль, с его военным опытом трудно поверить, что он уступил мужу в меткости... В Волгу не бросился, зато встал под дуло.
Социальная мотивировка конфликта необычна для романтической традиции (что Юрий Манн и отмечает в своей работе). Она как бы придаёт этому конфликту веса, делает его более реальным, что ли. Однако, для меня этот конфликт всё равно слишком схематичен/условен. Головой понимаю, что к чему, но и только. Вот и отвлекаюсь на разглядывание второстепенной фигуры мужа, потому что он гадкий, чо уж тут. Или смерть от холеры в Бессарабии -- это что-то очищающее? Ну, как гибель Сильвио под Скулянами?
Поделиться524 декабря, 2016г. 14:33:35
Девушки! я в шоке. Писала коммент здесь на "Именины" в ноябре, длинный. Ни следа, к сожалению. Сбросилось и не загрузилось?
О схематичности: классицизм и сентиментализм был схематичен и персонажи-носители одной черты характера с их "говорящими" фамилиями.
Романтики тоже не ставили задачу - создать многогранный образ, там главное было - СТРАСТЬ. Вот СТРАСТЬ в лице крепостного музыканта мы и получаем. Новелла интересна темой крепостничества. Никто из писателей так щемяще трогательно не показывал, как чувствовали себя хорошо образованные и тонко чувствующие крепостные, которых хозяева (быдло по сути) презирали и понять не могли. Герцен и др. все больше клеймили. А тут герой страдает и вроде бы не в претензии к системе и дворянам.
Поделиться624 декабря, 2016г. 14:52:45
Ира! Спасибо за эту находку - мало кто из филологов это читал. Перечитываю редко - слишком много литературы, которую хочется успеть прочитать. В последнее время читала Елену Никитину "Баба Яга бессмертная" - нашла ее в топе 20 самых читаемых книг, где "Горе от ума" было на 11 месте, а она - на 1! Стало интересно, что же читает простой, неискушенный народ и радуется. Плевалась с 3 страницы, но дочитала этот ШЕДЕВР до конца. Беда.... с нашими читатетелями и издателями. Предприиимчивые дамы, которые в автобусе и на рынке за словом в карман не полезут, деньги зарабатывают. Мыслей, таланта и вкуса - ноль. А вот издатели чем руководствуются??? Это типа фэнтези на основе русских сказок - наш ответ Гарри Поттеру. Мне жаль наших молодых девушек, что их травят на такой процветающей литературной помойке. Какой 19 век!